Главная > Абитуриентам > Советы специалиста

Советы специалиста

12 советов тому, кто хочет выбрать профессию и не ошибиться

"Если хочешь быть счастливым – займись любимым делом"
Проверенная народная мудрость

Уважаемые абитуриенты!

Мы в ИРСО уже давно поняли истину: успеха в профессиональной карьере достигают те выпускники, которые ОСОЗНАННО выбрали свою будущую специальность. «ОСОЗНАННО» - это значит, что абитуриент делает свой выбор, руководствуясь не только эмоциями («модная специальность», «высокие заработки», «востребованная специальность» и т.п.), но, прежде всего, разумом, логикой, максимально возможной информацией о специальности, реальной оценкой своих ресурсов и т.п.

Основываясь на многолетнем опыте общения с абитуриентами, ставшими впоследствии нашими студентами, их родителями, оценивая профессиональные и личностные достижения своих выпускников, позволим себе дать ряд советов для осознанного выбора абитуриентами специальности.

1. Обязательно изучите Государственный образовательный стандарт (ГОС) Высшего профессионального образования по выбираемой вами специальности. Этот стандарт обязательно есть в деканате того факультета, на который вы поступаете.

2. Узнайте, что будет написано в дипломе выпускника в графе квалификация. Дело в том, что в некоторых вузах путают понятия «специальность» и «специализация». Например, в одном негосударственном вузе Новосибирска по телефону отвечают, что у них есть специальность «связи с общественностью». На самом же деле у них есть всего лишь специализация «связи с общественностью» в рамках специальности «менеджмент организации». В ИРСО в графе квалификация пишут «специалист по рекламе», «специалист по связям с общественностью», «маркетолог».

3. В ГОС познакомьтесь с квалификационной характеристикой выпускника. Ниже приведен пример квалификационной характеристики выпускника ИРСО по специальности «маркетинг» и присвоенной квалификацией «маркетолог».  
Маркетолог - это специалист, основным результатом деятельности которого является устойчивое функционирование и развитие предприятия (организации) в конкурентной среде на основе гармонизации интересов потребителей и предприятия (организации). Он осуществляет анализ, координацию и регулирование деятельности всех структур предприятия с учетом изменений в окружающей среде, исследует рынок, его конъюнктуру, потребности и спрос, их динамику и в соответствии с этим определяет стратегии предприятия в условиях конкуренции, готовит предложения по развитию товарного ассортимента, определяет ценовую политику, выбирает каналы распределения с учетом факторов, влияющих на сбыт (продажи) товара, формирует коммуникационную политику, принимает участие в разработке программ стратегического и оперативного планирования, определяет эффективность маркетинговой деятельности.
Уже на основании только квалификационной характеристики специалиста абитуриент может получить для себя дополнительную информацию о выбираемой им специальности и попытаться сопоставить требования специальности и собственные ресурсы.

4. Осознайте для себя область будущей профессиональной деятельности. Например, деятельность специалиста по рекламе направлена на обеспечение эффективной рекламы с учетом требований потребителя, отраслевой специфики и условий предпринимательской среды. А деятельность маркетолога направлена на обеспечение взаимодействия служб предприятий различных организационно - правовых форм в целях эффективной деятельности на рынке с учетом требований потребителя, внутренних возможностей предприятия, отраслевой специфики, технологии, организации производства, эффективного природопользования.  
Из сравнения сфер деятельности рекламиста и маркетолога видно, что сфера деятельности маркетолога шире, чем сфера деятельности рекламиста и включает в себя последнюю.

5. Выясните для себя, что является объектом профессиональной деятельности специалиста. Например, объектами профессиональной деятельности специалиста по рекламе является все, что окружает потребителя во внешней макро- и микросреде, все, что полезно для общества и что может быть подвержено рекламе с целью создания высокого имиджа фирмы (организации, личности) и коммерческой пропаганды потребительских свойств товаров и услуг с учетом потребительских предпочтений и интересов. Рекламная деятельность распространяется на сферу экономики, производства, коммерции, экологии, различных отраслей народного хозяйства, а также на сферу политики, образования, здравоохранения, культуры и искусства, включая изделия, услуги, идеи, технологии, ценные бумаги, недвижимость, природные ресурсы и т.д. 

6. Выясните, какие виды профессиональной деятельности осуществляет специалист. Например, специалист в области связей с общественностью в соответствии с общей профессиональной и специальной подготовкой способен осуществлять следующие виды деятельности:  
- информационно-творческая;
- социально-психологическая;
- информационно-коммуникационная;
- информационно-управленческая;
- рекламно-информационная;
- информационно-аналитическая;
- информационно-референтская;
- культурно-просветительская;
- организационно-рекламная;
- информационно-социологическая;
- научно-исследовательская.

7. Поймите для себя, какие задачи профессиональной деятельности решает специалист. Например, специалист по рекламе решает следующие задачи:  
- анализ состояния, перспективных направлений и проблем развития мирового и отечественного рынка рекламы;
- осуществление связи с общественностью
- проведение маркетинговых исследований для рекламных целей;
- разработка рекламной политики и стратегии;
- разработка рекламных кампаний с учетом новых условий развития рынка, науки и техники и маркетинговых предпочтений потребителей;
- планирование и организация рекламной деятельности;
- создание и моделирование рекламного продукта;
- организация и управление технологическими процессами производства различных видов рекламной продукции;
- проведение рекламных кампаний и мероприятий;
- анализ и прогнозирование эффективности рекламной деятельности,
- экспертиза рекламной продукции.

8. Обратите внимание на то, какие учебные дисциплины и в каком объеме входят в ГОС. Так для многих абитуриентов, выбравших специальность «связи с общественностью» или «реклама», большой неожиданностью оказывается то, что им придется изучать математику, информатику, концепции современного естествознания. Попросите в деканате весь перечень изучаемых дисциплин. Дело в том, что кроме обязательных по Госстандарту дисциплин, в учебном плане есть еще много предметов, которые вводятся по инициативе самого вуза. По перечню этих дисциплин вы сможете определить приоритеты вуза. Например, поступая на специальность «связи с общественностью», вы хотите специализироваться в связях с общественностью в бизнесе. А по перечню дополнительных дисциплин вы видите, что вуз специализируется на связях с общественностью в некоммерческих организациях или на PR в политике. И, возможно, вы измените свое решение о поступлении именно в этот вуз.  
   

9. Найдите в Интернете или возьмите в отделе кадров любой организации «Общероссийский классификатор должностей руководителей, специалистов и других служащих». И в этом классификаторе прочитайте квалификационные характеристики должностей, которые занимают в реальной деятельности те или иные специалисты. Например, в классификатор совсем недавно (2003 год) были внесены такие должности как "Заместитель директора по связям с общественностью", "Начальник отдела по связям с общественностью", "Менеджер по связям с общественностью" и "Специалист по связям с общественностью". Аналогичные должности есть для специалиста по рекламе и для маркетолога.  
Квалификационная характеристика любой должности имеет три раздела. В разделе "Должностные обязанности" установлены основные трудовые функции, которые могут быть поручены полностью или частично работнику, занимающему данную должность с учетом технологической однородности и взаимосвязанности работ, позволяющих обеспечить оптимальную специализацию служащих.
В разделе "Должен знать" содержатся основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных и нормативных правовых актов, положений, инструкций и других руководящих материалов, методов и средств, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей.
В разделе "Требования к квалификации" определены уровень профессиональной подготовки работника, необходимый для выполнения предусмотренных должностных обязанностей, и требования к стажу работы. Уровни требуемой профессиональной подготовки приведены в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Знакомство с квалификационными характеристиками должностей является, по нашему мнению, обязательной составляющей при выборе абитуриентом будущей профессии.

10. Однако, одного Госстандарта и «Общероссийского классификатора должностей руководителей, специалистов и других служащих» для знакомства со специальностью недостаточно. Поэтому мы в разделе «Библиотека» разместили, и будем продолжать размещать публикации, раскрывающие разные стороны каждой из предлагаемых нами специальностей. Эти публикации взяты из разных источников (периодика, Интернет, сборники, монографии), написаны, как правило, практиками и позволяют абитуриентам заглянуть за кулисы своей будущей профессии. 

11. После внимательного и вдумчивого изучения Госстандарта, «Общероссийского классификатора должностей руководителей, специалистов и других служащих», знакомства с публикациями о специальности и специалистах абитуриент уже может не только составить общее представление о специальности, но и сам себе ответить на целый ряд вопросов, позволяющих сделать ОСОЗНАННЫЙ выбор той или иной специальности:

- почему из сотен существующих профессий я выбираю ЭТУ?
- какие задачи я буду решать в реальной производственной деятельности?
- позволяют ли мои собственные ресурсы (способности, мотивы, работоспособность, жизненные ценности, планы на жизнь и т.п.) освоить данную специальность?
- если сегодня мне для освоения данной специальности каких-то качеств недостает, то смогу ли я при желании эти качества развить? Например, мне трудно дается изучение иностранного языка. А специальность «связи с общественностью» требует свободного владения иностранным языком. Смогу ли я выполнить требования специальности?
- смогу ли я в рамках данной специальности сделать профессиональную карьеру?
- буду ли я материально обеспечен(а)?
- в каких смежных областях я смогу еще работать?
- смогу ли я, имея данную специальность, открыть собственное дело?
- насколько данная специальность перспективна? Будет ли она востребована через 20 лет?
- смогу ли я совместить личную жизнь и профессиональную карьеру?
- предъявляет ли данная специальность какие-то особые требования к внешнему виду и здоровью?
- смогу ли я работать по данной специальности, например, в 60 лет?
- смогу ли я после получения диплома продолжить обучение в аспирантуре? И т.п.

12. Если для принятия обоснованного решения о выборе специальности у вас возникнут дополнительные вопросы, то вы можете :
 - задать их через раздел сайта ИРСО "Вопрос-ответ",
- через электронную почту irso@irso.ru,
- позвонить (244-19-97),  
- или приехать в ИРСО и получить ответ непосредственно на месте.

Кроме того, помочь вам может тест на выбор профессии.


Новости для абитуриентов
Расписание пересдач
Информация для студентов заочного обучения
График учебного процесса студентов заочной формы обучения
График учебного процесса студентов заочной формы
обучения на 2017/2018 учебный год уже на сайте
Комментариев: 1 Количество комментариев
ИРСО в социальных сетях